Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2000

Архив

О.Е. Лебедев, профессор, г. Санкт-Петербург

Организация экспертизы образовательных проектов

Конкурс культурно-образовательных инициатив является механизмом научно-методической поддержки творческой деятельности педагогических коллективов, направленной на решение актуальных проблем развития системы образования. В процессе конкурса происходит уточнение сути проблем, решить которые предлагают педагогические коллективы, анализируются теоретические основы предлагаемых участниками конкурса решений проблем, определяется содержание экспериментальной деятельности.

Основной элемент механизма научно-методической поддержки – организация научной экспертизы образовательных проектов. Значимость экспертизы определяется прежде всего составом федеральных экспертов. В роли экспертов выступают ученые – специалисты в области педагогики, психологии, управления, физиологии детей и подростков, а также руководящие работники системы образования и руководители учебных заведений инновационного типа, способные оценить значение культурно-образовательных инициатив для развития федеральной системы образования. Такой состав дает возможность обеспечить комплексный анализ образовательных проектов, позволяет выполнить потенциал этих проектов, дать авторам культурно-образовательных инициатив практические рекомендации по совершенствованию проектов.

На заключительном конкурсе культурно-образовательных инициатив 1999 года, который проходил 26–30 сентября, работало около 30 экспертов, которые рассмотрели 126 образовательных проектов. В состав группы экспертов входили Ш.А. Амонашвили, действительные члены РАО В.П. Зинченко, Ф.Т. Михайлов, В.М. Мунипов, Л.Н. Новикова, член-корр. РАО О.Е. Лебедев (Санкт-Петербург), доктор психологических наук Н.Е. Веракса, доктор педагогических наук М.В. Богуславский, профессор В.П. Бедерханова (Краснодар), начальник управления Министерства образования В.К. Бацын, научный руководитель школы при Красноярском университете, кандидат педагогических наук И.Д. Фрумин и другие специалисты.

Опыт организации экспертизы культурно-образовательных инициатив в 1999 г. позволил разработать определенную систему научно-методической поддержки инициативных проектов. В этой системе можно выделить четыре этапа организации экспертизы.

Первый этап совпадает с первым туром культурно-образовательных инициатив (февраль – апрель). На этом этапе рассматривается заявка на организацию федеральной экспериментальной площадки.


Заявка на организацию федеральной экспериментальной площадки

1. Тема проекта (его название).
2. Сведения об авторе культурно-образовательной инициативы (название организации, адрес, телефон, руководители проекта).
3. Постановка проблемы.
4. Цели проекта.
5. Теоретические основы решения поставленной проблемы.
6. Гипотеза.
7. Задачи эксперимента.
8. Этапы экспериментальной работы, ее содержание и методы.
9. Ожидаемые результаты.
10. Значение ожидаемых результатов для развития образовательной системы.
11. Ресурсное обеспечение экспериментов.


Задачи экспертов заключаются в том, чтобы помочь авторам культурно-образовательной инициативы уточнить (при необходимости) сущность проблемы, способ ее решения и основную задачу эксперимента. Эксперты анализируют представленный материал с точки зрения его соответствия предлагаемой структуре заявки и дают рекомендации по доработке проекта.

Второй этап организации экспертизы совпадает со вторым этапом конкурса (июль – август). На этом этапе рассматриваются проекты организации федеральных экспериментальных площадок, доработанных авторами культурно-образовательных инициатив по предложениям экспертов. В экспертизе участвуют наряду с федеральными и региональные эксперты, рекомендованные авторами проектов и органами управления образованием. Эксперты рассматривают экспертное заключение по итогам первого этапа экспертизы и текст проекта. Задача экспертов заключается в том, чтобы оценить соответствие предоставленного проекта установленным критериям.

Все проекты, соответствующие этим критериям, допускаются на третий тур (варианты ответов экспертов «да» и «скорее да»).

Третий этап экспертизы проходит во время публичной защиты проектов, допущенных на третий тур конкурса культурно-образовательных инициатив. Задачи экспертов заключаются в том, чтобы определить, может ли реализация проекта иметь значение для развития федеральной системы образования, оценить уровень подготовленности проекта и дать предложения по установлению статуса авторов проекта.

Если в проекте четко определены проблема и способ ее решения, но задачи эксперимента, его содержание и методы требуют доработки, то устанавливается статус «Автор культурно-образовательной инициативы».

Если в проекте ясно изложена экспериментальная программа, но сам эксперимент еще не начат – устанавливается статус «Автор экспериментальной программы федерального значения» (кандидат на статус «Федеральная экспериментальная площадка».

Если же началась практическая работа по реализации экспериментальной программы, то (при наличии условий, указанных выше) устанавливается статус «Федеральная экспериментальная площадка».

В экспертизе проектов на III туре принимают участие общественные эксперты из числа региональных экспертов и руководителей проектов, имеющих статус федеральной экспериментальной площадки и представивших первый отчет о реализации экспериментальной программы.

По итогам III тура каждая группа экспертов представляет предложения об установлении статусов авторам рассмотренных проектов.

Четвертый этап организации экспертизы относится к анализу отчетов о выполнении экспериментальных программ, которые ежегодно представляются федеральными экспериментальными площадками. Задача экспертов состоит в том, чтобы оценить полученные результаты и определить дальнейшие направления экспериментальной работы.

Опыт показывает, что для успешной реализации программ федеральных экспериментальных площадок многим из них необходимо оказывать хотя бы периодическую консультативную помощь. Такую помощь нередко могут оказать лишь федеральные эксперты, обладающие не только необходимой квалификацией, но и знанием основных тенденций развития федеральных площадок. В связи с этим было бы важно обеспечить возможность выезда федеральных экспертов в регионы. Такие выезды могли бы одновременно способствовать и формированию группы региональных экспертов.

 

Рейтинг@Mail.ru